В день памяти святителя Николая Чудотворца епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Новосокольниках -

В день памяти святителя Николая Чудотворца епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Новосокольниках

Опубликовано 19 декабря 2018 г. - 205 просмотров В день памяти святителя Николая Чудотворца епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Новосокольниках

19 декабря 2018 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Божественную литургию в храме святителя Николая г.Новосокольники.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Великолукского церковного округа, настоятель храма святителя Николая г.Новосокольники протоиерей Иоанн Ильницкий и клирик храма святителя Николая г.Новосокольники иерей Владимир Флавьянов. Диаконский чин возглавил заведующий канцелярией Великолукского Епархиального управления иеродиакон Андрей (Парфенов).

По сложившейся традиции престольного праздника, по окончании Литургии был совершен крестный ход вокруг храма.

Затем владыка Сергий поздравил прихожан храма с престольным праздником и, обращаясь к верующим с архипастырским словом, подробно рассказал о жизни святого и преподал святительское благословение.

Напомним, что святитель Николай родился на территории современной Турции примерно в 270 году, с юности посвятил себя Богу, стал епископом города Миры Ликийские (ныне город Демре в Анталии, Турция), во время Великого гонения на христиан, начатого императором Диоклетианом, попал в тюрьму, выйдя из нее при императоре Лицинии, вернулся на свою кафедру, в 325 году был участником первого Вселенского собора в Никее и скончался около 345 года в глубокой старости.

В III веке римская провинция Ликия и по образу жизни и по культуре была совершенно эллинистической, и образование своим детям почтенные граждане давали соответствующее. А у Николая еще и дядя был епископ - Николай Патарский. Он поставил юного племянника во чтеца, потом рукоположил в сан священника, сделал своим помощником и поручил говорить поучения пастве. А когда отправился в Палестину, передал племяннику и управление епархией.

Похоронив родителей, Николай унаследовал приличное состояние, которое щедро тратил на благотворительность. Житие святителя рассказывает о множестве его добрых дел: как он помогал бедным и обездоленным, как тайно подбрасывал детям монетки и еду в выставленные за дверь башмаки, как помог бедным девушкам выйти замуж, дав денег на приданое.

Его еще при жизни почитали умиротворителем враждующих, защитником невинно осужденных и избавителем от напрасной смерти. А в X веке в Кельнском соборе в день памяти святого Николая ученикам церковно-приходской школы стали раздавать сладости, и постепенно в Германии сложилась традиция вывешивать в домах в этот день башмаки или чулки, чтобы святой Николай положил туда детям подарки.

В XI веке турки опустошали владения Византии в Малой Азии, сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром, но, по легенде, сначала, перепутав, взломали не ту гробницу, а на обратном пути погибли во время сильнейшего шторма.

Но в 1087 году священную реликвию похитили венецианцы. Сперва они предлагали монахам, дежурившим у гробницы святителя, выкуп, потом просто связали их, разбили церковный помост, под которым был саркофаг, завернули мощи святого в плащ и увезли в Бари, где торжественно положили их в церкви святого Стефана. А через год построили храм во имя святителя Николая. Его мощи и сегодня хранятся в этой базилике.

А оставшиеся в могиле мелкие фрагменты подобрали венецианские моряки и привезли на родину. Подлинность мощей была подтверждена двумя научными исследованиями - в Бари и Венеции, - которые доказали, что мощи в обоих городах принадлежат одному скелету.

На Руси, по свидетельству летописи преподобного Нестора, в 882 году была построена первая церковь во имя святителя Николая - в Киеве, на могиле воеводы Аскольда, в крещении Николая, убитого новгородским князем-язычником Олегом.

В XI веке почитание святителя распространилось по Руси быстро и повсеместно. Около 1090 года было установлено церковное празднование в честь перенесения его мощей в Бари (9 мая - 22 мая по новому стилю), прозванное в народе Николой вешним. А день преставления святителя - 6 декабря (19 декабря по новому стилю) - стал Николой зимним.

Образ святителя Николая на протяжении многих веков занимал в религиозном сознании русского народа совершенно исключительное место. Икона Николы Угодника висела в каждом доме рядом с иконами Спасителя и Богородицы. Ему молились «во всех нуждах». Вплоть до начала ХIХ века Николины дни в русских деревнях считались важнейшими после Пасхи - по всей Руси шли престольные праздники: чуть ни в каждой деревне была Никольская церковь, часовня или Никольский предел в храме. Николай Угодник воспринимался в России как национальный святой, покровитель русского народа.