В Неделю о блудном сыне епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Вознесенском соборе Великих Лук -

В Неделю о блудном сыне епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Вознесенском соборе Великих Лук

Опубликовано 24 февраля 2019 г. - 590 просмотров В Неделю о блудном сыне епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Вознесенском соборе Великих Лук

24 февраля 2019 года, в Неделю о блудном сыне, епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Божественную литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе г.Великие Луки.

Его Преосвященству сослужили ключарь Свято-Вознесенского кафедрального собора г.Великие Луки протоиерей Сергий Матвеев и секретарь Великолукского епархиального управления иеромонах Нил (Лосев). Диаконский чин возглавил иеродиакон Иоанн (Карпенко).

Богослужебные песнопения исполнил хор Свято-Вознесенского кафедрального собора г.Великие Луки, регент Ольга Смольченкова.

Литургия завершилась архипастырским словом на тему воскресного Евангельского чтения - притчи о блудном сыне. Епископ Сергий поздравил духовенство и прихожан собора с воскресным днем и благословил верующих.

Напомним, что Неделя о блудном сыне, относится к подготовительным седмицам, предваряющим время Великого поста. Само слово «неделя» означает не семь дней, а день воскресный; неделя же в современном значении этого слова на церковно-славянский переводится как «седмица».

Богослужения этого периода строятся согласно Постной Триоди, регулирующей, так называемый, третий круг богослужебного года. Строго говоря, Постная и Цветная Триодь представляют собой единое целое, только первая касается периода, предшествующего Пасхе, а вторая - следующего за Пасхой. Постная Триодь включает в себя десять седмиц (т.е. недель) - четыре подготовительных и шесть великопостных. 

В пространство Великого Поста, символизирующего сорокадневный пост Спасителя в пустыне, человек входит не сразу. Периоду поста предшествует период подготовки. Как сам пост не является в первую очередь ограничением в пище (хотя и этот компонент, конечно, тоже очень важен), так и период подготовки к посту связан далеко не только с постепенным изменением рациона питания. В первую очередь как сам пост, так и подготовка к нему наполнены призывом к перемене жизни человека, к внутреннему сосредоточению, осознанию своих грехов, пробуждению к покаянию. 

Богослужения Православной Церкви, как неотъемлемая часть, вплетенные в повседневную жизнь христианина, в полной мере служат тому, чтобы человек проникся этим настроем. Чтения из Священного Писания и тексты песнопений, связанные с этими чтениями и звучащие на службах, говорят о главном: о милосердии Божием и человеческом отступлении, о необходимости покаяния, перемены жизни и возвращения к Богу. 

С Недели о блудном сыне начинается вторая седмица подготовительного периода. Появлению в богослужебном круге особого поминовения событий притчи о блудном сыне православная традиция обязана Константинопольской церкви. Именно в Константинополе примерно в IX-X веках выделяется особый день, когда читается эта притча, и звучат связанные с ней церковные песнопения, а к XII веку в богослужебном круге появляется уже собственно «неделя о блудном сыне».

В богослужебных текстах этого дня звучит та же тема, что и в предыдущий воскресный день, первый день Постной Триоди - в Неделю о мытаре и фарисее. Это тема покаяния и осознания своих грехов. Как мытарь из притчи не мнил себя праведником, а только умолял Бога быть милостивым к нему, грешному, так и блудный сын осознает всю меру своего падения. Но тут уже набирают силу новые темы: возвращения и прощения. Блудный сын не просто осознает свою греховность и кается в этом – он возвращается к отцу, уповая на его милосердие, готовый начать новую жизнь хотя бы как раб, только бы в доме отчем. Появляется, становясь доминирующей, тема безусловного прощения и милосердия. Отец Небесный готов принять любого искренне кающегося как Своего возлюбленного сына, готов простить любой грех и «не воспомянуть его более».

Все тексты богослужения в Неделю о блудном сыне пронизаны этим соединением плача о своих грехах и радостью о том, что возможность вернуться не потеряна; мы не только можем вернуться, мы по-прежнему любимы и нашего возвращения - ждут. «Познаим братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго блуднаго сына Преблагий Отец предустрет лобзает, и паки Своея славы познание дарует: и таинственное вышним совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем, заклавшему же человеколюбному Отцу, и славному Заколению, Спасу душ наших». («Познаем, братия, таинства силу, ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает, и вновь познание своей славы дарует; и таинственное для горних Сил совершает веселие, закалывая тельца упитанного, дабы мы достойно проводили жизнь с Заклавшим - человеколюбивым Отцом, и славною Жертвою - Спасителем душ наших»).

Эти слова богослужения приуготовляют нас уже не только к Великому Посту, но и к следующим за ним Пасхальным дням. Здесь приоткрывается Тайна, звучащая во всех песнопениях Страстной Седмицы. Не случайно именно в Неделю о блудном сыне читается Апостол, содержащий, помимо прочего, и такие слова: «…вы куплены дорогою ценою». Эти слова следуют сразу же за призывом не впадать в грехи чревоугодия и блуда - именно те грехи, которые совершал раскаявшийся сын из евангельской притчи.

Фотоматериалы