В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена священников Андрея Зимина, Григория Никольского, Павла Кушникова и Николая Заварина -

В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена священников Андрея Зимина, Григория Никольского, Павла Кушникова и Николая Заварина

Опубликовано 5 апреля 2019 г. - 211 просмотров В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена священников Андрея Зимина, Григория Никольского, Павла Кушникова и Николая Заварина

4 апреля 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были заслушаны рапорты председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступивших от глав Приморской и Кубанской митрополий ходатайств о включении имен протоиерея Андрея Зимина (журнал № 29) и священника Григория Никольского (журнал № 30) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских).

Синод постановил включить имена протоиерея Андрея Зимина и священника Григория Никольского в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память священномученикам будет совершаться: протоиерею Андрею - 5/18 января, священнику Григорию - 27 июня/10 июля, в дни их мученической кончины.

Также участники заседания повторно рассмотрели вопрос о включении ряда имен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 31).

Ранее, ознакомившись с материалами, представленными Синодальной комиссией по канонизации святых, Священный Синод счел необходимым вынести вопрос о включении имен священника Павла Кушникова (журнал № 122 от 28 декабря 2017 года) и священника Николая Заварина (журнал № 124 от 28 декабря 2018 года) на рассмотрение Архиерейского Собора. Изучив дополнительную информацию, поступившую от Синодальной комиссии по канонизации святых к настоящему заседанию, Священный Синод счел возможным вернуться к рассмотрению данного вопроса.

Принято решение включить имена священника Павла Кушникова и священника Николая Заварина в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память новопрославленных святых будет совершаться в дни их мученической кончины: священномученика Павла Кушникова - 23 февраля/8 марта, священномученика Николая Заварина - 6/19 августа.

Честные останки священномучеников протоиерея Андрея Зимина, священника Григория Никольского, священника Павла Кушникова и священника Николая Заварина, в случае их обретения, будут считаться святыми мощами и им будет воздаваться достодолжное почитание. Новопрославленным святым положено писать иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.

Протоиерей Андрей Симеонович Зимин родился 14 августа 1872 года в семье забайкальского казака. После окончания полного курса Благовещенской духовной семинарии был рукоположен в сентябре 1894 года в диакона и священника для служения в кафедральном соборе города Благовещенска, где также был назначен катехизатором и законоучителем церковно-приходской школы при соборе. С рвением относился к проповеди и проведению бесед с прихожанами.

В связи с образованием Владивостокской епархии он был в 1900 году переведен на место настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы села Черниговка. Здесь, как и в Благовещенске, отец Андрей Зимин усердно принялся за развитие народного просвещения. Регулярно публиковал проповеди и поучения в епархиальном журнале. За годы его настоятельства под его руководством в селе было построено двухэтажное каменное здание под четырехклассное училище и одноэтажное кирпичное здание для одноклассной министерской школы.

В 1901 году назначен благочинным в Черниговской волости. За первые десять лет служения количество церквей благочиния увеличилось вдвое. Его стараниями при нескольких храмах были открыты Братства трезвости. Отец Андрей уделял большое внимание воспитанию и образованию детей, научению людей основам православного вероучения, сохранению традиций в совершении богослужений, был активным участником епархиальных съездов. В 1913 году по ходатайству Святейшего Синода был награжден государем орденом святой Анны (III степени). В том же году возведен в сан протоиерея.

В 1916 году протоиерей Андрей Зимин был награжден государем орденом святой Анны (II степени) «за особые труды, понесенные по обстоятельствам военного времени».

В 1918-1922 гг. в Приморье действовали партизанские отряды большевиков, которые в июне 1919 года ограбили жителей Черниговки и увели с собой в тайгу настоятеля храма в качестве заложника. Продержав отца Андрея в плену примерно месяц, после унижений и оскорблений отпустили домой в июле того же года. Через несколько месяцев, в канун праздника Крещения Господня, в ночь на 18 января 1920 года, в дом священнослужителя ворвались вооруженные люди, которые стали жестоко истязать его и членов его семьи, после чего застрелили жену, тещу и дочерей священника, а его самого повалили на пол, положили на его грудь дверь и, встав на нее, раздавили отца Андрея своей тяжестью.

Отец Андрей, по свидетельству его родственника священника Иоанна Коноплева, незадолго до гибели видел сон, в котором ему была показана его будущая страдальческая кончина. Описав увиденное в письме, он передал его отцу Иоанну с разрешением вскрыть конверт после смерти.

Тела убиенных - настоятеля отца Андрея и членов его семьи: жены Лидии, тещи Домники, четверых дочерей - погребли по церковному чину в общей могиле рядом с храмом в Черниговке. Точное место погребения сегодня утрачено, но прихожане установили рядом с церковью, где он бы настоятелем, мемориальный крест, к которому приезжают паломники.

Священник Григорий Николаевич Никольский родился 13 ноября 1854 года в станице Ярыженской Области Всевеликого войска Донского в семье казачьего священника. По окончании Новочеркасского духовного училища в 1871 году поступил на государственную службу, которую завершил в чине губернского секретаря в Астраханской губернии.

В 1883 году был рукоположен во диакона и во священника, после чего служил в разных населенных пунктах Астраханской епархии, принимая при этом активное участие в деятельности Астраханского отделения Миссионерского общества.

С 1892 года служил в Ставропольской епархии, где при возглавляемом им приходе организовал бесплатную народную читальню. В те же годы он регулярно посещал Николаевский Кавказский миссионерский монастырь, посвящая себя уединенной молитве.

С 1915 года и до своей смерти был клириком Черноморской Марие-Магдалинской женской пустыни в Кубанской губернии. Здесь он возглавил действующую при монастыре школу женского отделения Кубанского исправительного приюта, много времени и сил уделяя беседам с воспитанницами. Заботился и об утешении раненных воинов, находившихся в монастырском госпитале.

Отец Григорий при земной жизни почитался среди людей как ревностный и достойный пастырь, талантливый педагог и храмоздатель. За безупречную службу и активную просветительскую деятельность он неоднократно награждался епархиальным начальством. Жизнь отца Григория была наполнена деятельной любовью к ближним, заботой о христианском просвещении детей и взрослых.

Летом 1918 года Кубань была захвачена революционерами, повсеместно установлена советская власть. Большевики жестоко обращались с населением и проводили регулярные расправы над духовенством. 27 июня в обитель нагрянул один из большевистских отрядов. После завершения Божественной литургии в Вознесенском соборе монастыря солдаты арестовали отца Григория и c глумлениями вывели за церковную ограду. Здесь священнослужитель был жестоко избит. Когда он пытался осенять себя крестным знамением, каратели намеренно наносили удары по рукам. Затем со словами «мы тебя приобщим» ему в рот выстрелили из револьвера.

Память священника Григория Никольского особенно почитается в восстановленном Марие-Магдалинском монастыре, где регулярно совершаются панихиды по нему.

Священник Павел Александрович Кушников родился 16 декабря 1880 года в семье священника Спасо-Преображенской Моденской церкви в Устюженском уезде Новгородской губернии.

В 1905 году окончил Новгородскую духовную семинарию. Трудился учителем церковно-приходских школ. В 1913 году был рукоположен во диакона и во священника и назначен на служение в Бельскую церковь Устюженского уезда, где был клириком последующие пять лет - до своей кончины.

В годы Первой мировой войны и революции священнослужитель заботился не только о духовно-нравственном благополучии и здоровье своей паствы, но и об обеспечении пасомых продовольствием. С этой целью им была создана приходская общественная потребительская лавка, распределявшая продукты питания между жителями прихода.

В 1917 году некоторые из прихожан написали на него донос в Устюженский уездный комиссариат. Ему было предъявлено обвинение в пропаганде неповиновения новому правительству, однако по итогам расследования отец Павел был оправдан.

22 февраля 1918 года он был неожиданно арестован двумя делегатами от Устюжского исполнительного комитета, обвинен в сокрытии оружия для «белогвардейцев», хотя при обыске ничего не было обнаружено. 23 февраля (по старому стилю) отца Павла вывели за село Бельское к болоту и застрелили.

О его подвиге свидетельствовал митрополит Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий), председательствуя на заседании Всероссийского Церковного Собора 9 апреля 1918 года. 20 сентября 1918 года на последнем заседании Собора секретарь Собора В.П. Шеин (будущий святой преподобномученик Сергий) в своем докладе «О гонениях на Церковь и о новых мучениках» в числе священнослужителей, «пострадавших за веру и Церковь» упомянул священника Павла Кушникова.

Священник Николай Кельсиевич Заварин родился 4 мая 1878 года в селе Кичменгский городок Никольского уезда Вологодской губернии в семье священника. В 1892 году он поступил в Никольское духовное училище, из которого отчислился в 1895 году по болезни.

В 1897 году, выдержав экзамен на звание учителя церковно-приходских школ, он поступил учителем в Верхомоломскую Спасскую церковно-приходскую школу (Никольский уезд Вологодской губернии). В августе 1900 года был определен исполняющим должность псаломщика Никольской церкви в селе Вятско-Никольское того же уезда. Одновременно псаломщик Николай Заварин состоял на должности учителя в ряде других школ. В 1913 году он был посвящен в стихарь, а в 1916 году рукоположен во диакона к той же Никольской церкви.

25 апреля 1926 года, в разгар гонений на Церковь, он был рукоположен в сан священника и назначен служить во Владимирскую церковь села Пиксур.

В 1931 году осужден Даровским нарсудом на один год лишения свободы за неуплату недоимки, но по ходатайству его дочери Надежды 27 февраля 1932 года был оправдан Президиумом Нижкрайсуда. Освободившись из тюрьмы, отец Николай служил в Трифоновской церкви в селе Березово Юрьянского района. В ноябре 1932 года он снова был арестован за «антисоветскую деятельность» и приговорен к пяти годам лишения свободы. В 1933 году было освобожден досрочно, после чего вернулся в село Пиксур.

В сентябре 1935 года активисты Варженского сельсовета принимают решение о закрытии Владимирской церкви села Пиксур, якобы на основании решения большинства избирателей, живущих на территории прихода. Храм был засыпан зерном. По благословению отца Николая прихожане во главе с его дочерью обратились в Москву с ходатайством об открытии храма. В декабре 1935 года даровскому прокурору было вручено предписание Всероссийского центрального исполнительного комитета очистить храм от овса в трехдневный срок. Со стороны сельсовета было еще несколько попыток закрыть храм под разными предлогами, но каждый раз верующим удавалось отстоять свой храм.

16 февраля 1937 года отец Николай и его дочь Надежда были арестованы. Отца Николая обвинили в том, что «являясь организатором контрреволюционной группы среди людей, близко стоящих к церкви, он проводил антисоветскую агитацию, призывал женщин объединиться вокруг церкви и вести борьбу с советской властью, распространял слухи о падении советской власти и расправе над богоотступниками, агитировал о неправильной политике советской власти, ведущей к голоду, разъяснял правильность борьбы троцкистов».

При аресте и обыске отец Николай на вопрос об оружии сказал: мое оружие - Евангелие и религия, ими я и воюю. На следствии священник не признал своей вины, а на вопросы следователя о «контрреволюционной деятельности» ответил: «Поскольку я служил в церкви, я стремился поддерживать веру среди населения, отстаивать церковь, чтобы ее не закрывали, но с антисоветской агитацией никогда не выступал». Он не назвал никаких имен, никого не обвинял, в том числе и своих лжесвидетелей из числа причта.

Священник Николай был расстрелян 19 августа 1937 года.