В субботу Светлой седмицы епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в храме Воскресения Христова села Клин -

В субботу Светлой седмицы епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в храме Воскресения Христова села Клин

Опубликовано 4 мая 2019 г. - 270 просмотров В субботу Светлой седмицы епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в храме Воскресения Христова села Клин

4 мая 2019 года, в субботу Светлой седмицы, епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Божественную литургию в храме Воскресения Христова с.Клин.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Невельского церковного округа, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора г.Невеля протоиерей Петр Нетреба; секретарь Великолукского епархиального управления иеромонах Нил (Лосев) и настоятель храма Воскресения Христова с.Клин иеромонах Савва (Белокриницкий). Диаконский чин возглавил иеродиакон Артемий (Слесарев).

Богослужебные песнопения исполнил хор Свято-Троицкого кафедрального собора г.Невеля, регент Марина Нетреба.

По окончании Литургии, в последний раз на Светлой седмице, был совершен крестный ход вокруг храма. По заамвонной молитве архипастырь прочел молитву на раздробление артоса.

Завершая богослужение, владыка Сергий поздравил собравшихся с самым главным православным праздником Светлой Христовой Пасхи и обратился к верующим с архипастырским словом.

Напомним, что со времен древнейшей апостольской Церкви хлебу предавали огромное символическое духовное и богослужебное значение. Он символизировал собою Тело Христово. Это установление самого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Луки сказано: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22. 19). Сама Евхаристия или Божественная литургия называлась в древности «преломлением хлеба».

Отголоском данной древней традиции и подтверждением, что мы, православные христиане, и сегодня существуем в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (9-й член Символа веры), является пасхальная традиция освящения и раздробления артоса.

Слово «артос» переводится с греческого языка как «квасной хлеб». Это особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова.

В Типиконе (Уставе) артос назван просфорою всецелою. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии. С другой - это символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее вселенскости и целостности; Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.

Перед началом пасхального всенощного бдения артос на специальном аналое поставляется на солее перед иконой Спасителя на иконостасе. На Литургии по заамвонной молитве он освящается священником, произносящим определенную молитву и окропляющим артос святой водой. В молитве есть и такие слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…».

То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. Освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление человечества, говорит нам о том, что артос - великая святыня, связанная с Воскресением Христовым.

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Артос - своего рода духовная составляющая вечной жизни, которую мы получаем в Светлом Воскресении Христовом с Его победой над адом, диаволом, грехом и смертью. И тот, кто вкушает артос или хотя бы даже просто хранит его дома, становится сопричастником вечной пасхальной радости, исцеляющей душу и тело человека. 

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Фотоматериалы