Notice: Undefined index: db in /var/www/1917-2017.luki-eparhia.ru/index.php on line 16
ХVІІІ научно-практическая конференция в Новосокольниках: «Духовно-нравственное воспитание. Традиции. Проблемы. Опыт» - Великолукская епархия - 1917-2017

ХVІІІ научно-практическая конференция в Новосокольниках: «Духовно-нравственное воспитание. Традиции. Проблемы. Опыт» -

ХVІІІ научно-практическая конференция в Новосокольниках: «Духовно-нравственное воспитание. Традиции. Проблемы. Опыт»

Опубликовано 17 июня 2019 г. - 354 просмотров ХVІІІ научно-практическая конференция в Новосокольниках: «Духовно-нравственное воспитание. Традиции. Проблемы. Опыт»

Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждение в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. В.А. Сухомлинский

Ключевая проблема образования

Ежегодная майская научно-практическая конференция в средней школе города Новосокольники с традиционным названием «Духовно-нравственное воспитание: Традиции. Проблемы. Опыт» - всегда большая радость! Теплая, сердечная атмосфера любви и сотрудничества поистине творит чудеса! Эта удивительная конференция, наиполезнейшая и вдохновляющая, из школьной, районной, межрайонной пять лет назад выросла в епархиальную, объединив педагогов и священнослужителей в работе над решением задач духовно-нравственного воспитания - ключевой проблемы современного образования, наиважнейшего фактора развития страны. По словам Президента РФ В.В. Путина, оно определяется не одними экономическими успехами, но «не в последнюю очередь - духовным и физическим здоровьем нации».
 
На конференциях в Новосокольниках открылось столько талантов! Коллеги говорят, что в школе, где каждый чувствует сердцем любовь и искреннее соучастие, ощущают неземную гармонию и даже… «благорастворение воздухов»! 

Под покровом Святителя Николая

Мы очень обрадовались, узнав, что благодаря доброй инициативе отца Иоанна Ильницкого, настоятеля храма Святителя Николая, благочинного Великолукского церковного округа, совсем скоро состоится торжественное открытие и освящение памятника одному из самых всенародно любимых святых - Святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, Чудотворцу. Памятник будет установлен в чудесном благоукрашенном месте, прямо напротив школы. Учителя рассказывали, что новосокольничане с почтением называют среднюю школу на улице Тихмянова «Свето-Никольской»! Конечно, она несет в мир свет и знания и, как сам город, находится под покровом Святителя Николая.
 
Все в этой дорогой нам школе радует глаз и сердце. Она выглядит новой, современной, очень уютной. Всякий раз приходит мысль: счастливчики школьники и учителя, кто учится и трудится под руководством талантливого и самоотверженного директора-подвижницы Светланы Анатольевны Кубло, ее замечательных заместителей и сплоченного коллектива соратников-педагогов - творческих и очень трудолюбивых.

«Все начинается с любви!»

Здесь все начинается, как сказал бы Булат Окуджава, с «любви прекрасных моментов», с умения и желания сделать приятное, порадовать детей, коллег, гостей. Нас от самого порога пленил дивный аромат первозданных ландышей (они 17 лет назад стали символом первой научно-практической конференции!). Везде - милые ландыши, «симфония весеннего леса», - в маленьких вазочках и высоких прозрачных стеклянных бокалах на высоких ножках. 
 
Эффектно и необычно! Радушно встречали гостеприимные хозяева делегации священнослужителей и педагогов из Великолукского, Красногородского, Новосокольнического районов, городов: Великие Луки, Пыталово, Себеж, Пустошка. Организованно прошла регистрация участников конференции. Каждый получил памятный подарок в красивом конверте: изданную в Новосокольнической типографии книжечку по итогам прошлогодней ХVІІ конференции, симпатичный блокнотик, Программу и ручку. Все говорит о высокой культуре!
 
Теплое общение и знакомство с гостями началось с традиционного кофе-чая с аппетитными, тающими во рту чудо-булочками - такими же вкусными, как и красивыми внешне. Ранним утром, чтобы порадовать желанных гостей, их испекли искусные повара школьной столовой.

Открытые занятия

ХVІІІ конференция учителей в этом году началась с открытых занятий. Очень трудно было выбрать урок по душе! Каждому из нас хотелось побывать на всех четырех: уроке ОРКСЭ в 4 классе «Подвиг» учителя начальных классов Поповой Марины Анатольевны; уроке краеведения в 6 классе «История Свято-Никольских храмов» учителя истории Алексеева Юрия Николаевича; на «Добром уроке физкультуры» во 2 классе учителя физкультуры Анисимовой Оксаны Сергеевны и на уроке по предмету «Нравственные основы семейной жизни» в 10 классе по рассказу Дины Рубиной «Терновник» учителя русского языка и литературы Шустриковой Натальи Викторовны.

Как научиться не приносить близким разочарование и боль?

Моим коллегам посчастливилось присутствовать на уроке «Проблемы семьи по рассказу Д. Рубиной “Терновник”». Гостей в кабинете оказалось столько же, как и учеников. Школьники и прекрасно оформленный кабинет оставили самое доброе впечатление. У девочек - косы до пояса или красиво уложенные длинные волосы, парадная школьная форма и нарядные белоснежные или кружевные фартучки. Юноши - в костюмах и белых рубашках. Как хорошо, что жива традиция классической школьной формы, украшающей и дисциплинирующей, которая каждому к лицу! Урок о проблемах семьи по рассказу «Терновник» - последний в этом учебном году. Чувствовалось полное взаимопонимание учителя и учеников, - в постановке вопросов и ответах, беседе по просмотренному отрывку из фильма «Венчание молодых».

Как же надо радоваться, что наступило время, когда школьники сознают: в Таинстве Венчания батюшка призывает милость и благословение Самого Господа! Видно: рассказ «Терновник» прочитал и обдумал весь класс, стремясь понять мысли и чувства страдающего 6-лет-него мальчика. Знакомая ситуация: родители в разводе, сын живет с мамой пять дней, а в выходные его берет отец. Проблема актуальна. Анализ рассказа очень полезен школьникам: подобных семей сегодня немало. По печальной статистике, в России более 6 млн неполных семей. Хочется, чтобы наших подростков не коснулась эта беда.

Обаятельная, тактичная Наталья Викторовна добросердечным, хорошо поставленным выразительным голосом побуждает школьников к размышлениям: почему у героя рассказа нет имени (он просто мальчик), случайно ли он видит за окном в сплетении колючих веток терновника, похожих на скрюченную руку нищего, корявую букву «я»… Ребята знают о композиционном приеме отсутствия у персонажей собственных имен и фамилий, использования в тексте лишь нарицательных существительных. «Мальчик» без имени - это собирательный образ или он обезличен автором, потерял имя, потому что живет в одиночестве при живых родителях?.. Из своего жизненного опыта ребята делают вывод, что лежит в основе семьи: «Любовь, взаимопонимание, доверие, поддержка, умение уступать, терпение, послушание…» Ребята дополняют одноклассников, называя самое ценное: «Верность, уважение». Наталья Викторовна добавляет: «Кротость, смирение». Ребята глубоко задумываются, рассуждая не по-детски серьезно: «Почему же всесильная любовь (родители мальчика все еще любят друг друга) не спасла их брак, почему они расстались, зная, как страдает любимый матерью и отцом единственный сын? Владея текстом, ребята приводят меткие цитаты - горестные и мудрые, объясняющие причину семейной трагедии: 6-летний сын раненым сердечком чувствует, что родители «не сроднились». Думаю, ученики Натальи Викторовны на жизненных перепутьях не раз вспомнят ее наглядное объяснение, что такое духовное родство.

В руках учителя - два камушка, острых и колючих. Оба камня оказываются в мешочке. Что произойдет, если его потрясти? Камни могут обтереться, сгладиться - и тогда исчезнут острые углы. Но могут остаться с такими же острыми гранями и изорвут, порежут мешок, а, может быть, и выпадут из него… Ребята трогательно рассуждают, как родители заботятся о сыне - каждый по-своему. Так почему же не спасла семью любовь к сыну? Сегодня часто говорят: «Вот яркая личность», «Это неповторимая индивидуальность», «Он исполнил свое высокое предназначение», «Незаурядный талант…» Дети не по годам рассудительны: «Каждый из родителей стремится сохранить свое “я”», «Потому они и страдают, живя для себя», «Словно слепые, не видят, как мучается их бедный сын…». Очень интересный момент урока - размышление над вопросом: что значит «у нас в роду…».

С волнением и любовью Андрей Зиновьев рассказал о своей прабабушке учительнице - интеллигентной, спокойной, доброй. На вопрос Натальи Викторовны он уверенно ответил, что знания о дорогой прабабушке, которая по окончании Калининского педагогического института всю жизнь работала в Новосокольнической школе, очень важны для него: на душе стало теплее! Он почувствовал искреннюю эмоциональную связь, хотя прабабушка давно пребывает в Вечности. Действительно:

Никому нет конца - Даже тем, кто не с нами…

Ребята и гости внимательно слушали воспоминания Яны Зориной о ее прабабушке и прадедушке. Прабабушка работала в 1920-е годы в Кремле, была лично знакома с вождем революции В.И. Лениным. Каждый из нас, стремясь узнать свою родословную, может ощутить сопричастность своей семьи к истории страны. Наталья Викторовна рассказала о семейном предании, поведанном ее тетей: прапрадед Натальи Викторовны был конюхом… у Государя Императора Николая ІІ - последнего российского Царя из династии Романовых.

И снова - волнующие мысли о героях рассказа «Терновник». Тронули прочувствованные ответы школьников, понимающих, почему мальчик, хорошо знающий горестную историю их соседки бабы Шуры, просит маму рассказывать о ней снова и снова. И не спрашивает про свой род, боясь сделать больно…В их семье нет истории своего рода? А мы много ли знаем о своих близких? Так как же надо воспитывать детей - по американской системе Д. Спока или на примерах классики А.П. Чехова и Л.Н. Толстого? Какая связь между «Терновым венцом» и названием рассказа? Под силу ли мальчику, любящему родителей, научить их любить и прощать? Вспомнилось мудрое напутствие подвижника веры и благочестия псково-печерского старца Иоанна (Крестьянкина): «Умей любить! Умей прощать!» Не в этом ли залог счастья?

Думаю, ребята вернутся к страницам взволновавшего рассказа. Они - будущие мамы и папы, мужья и жены, женихи и невесты. От них зависит счастье семьи и детей. Очень хочется, чтобы они научились принимать решения, которые не делали бы близких несчастными, не приносили им разочарование и боль…

Конференция продолжа