В Крещенский сочельник епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Казанском храме Великих Лук -

В Крещенский сочельник епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Казанском храме Великих Лук

Опубликовано 18 января 2020 г. - 3304 просмотров В Крещенский сочельник епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Казанском храме Великих Лук

18 января 2020 года, в субботу пред Богоявлением, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери г.Великие Луки.

Его Преосвященству сослужили: настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г.Великие Луки протоиерей Александр Яковлев; клирик этого храма иерей Виктор Цыганков и секретарь Великолукского епархиального управления иеромонах Нил (Лосев). Диаконский чин возглавил иеродиакон Артемий (Слесарев).

Богослужебные песнопения исполнил хор храма Казанской иконы Божией Матери г.Великие Луки, регент Оксана Куликова.

По окончании Литургии была совершена великая вечерня праздника Крещения Господня (Богоявления) с чином великого освящения воды.

В завершение богослужения епископ Сергий поздравил верующих с сочельником и наступающим праздником Богоявления и преподал святительское благословение.

Напомним, что воду на Крещение Господне освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - чином Великого освящения воды, который еще называют «великой агиасмой», после Божественной литургии. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, также после Божественной литургии. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Великим освящением воды называется чин, совершаемый в праздник Крещения Господня и имеющий порядок, близкий к крещальному. Оно совершается в память освящения вод и всего тварного мира Христом во время Крещения на Иордане. Уже в VI веке этот чин стал общепринятым на Православном Востоке. Сообщения паломников VI века говорят об освящении воды на праздник Крещения на Иордане в Святой земле и в фонтане атриума храма Святой Софии в Константинополе, после чего христиане несли святую воду домой. Как и Студийский, Иерусалимский устав говорит об однократном великом освящении воды - после праздничной вечерни накануне Богоявления, но с XIII–XIV веков утвердилась традиция двукратного освящения. 

Греческое слово «агиасма» буквально означает «святыня». У византийских авторов это слово использовалось в значении «святой источник», «святое миро» и даже «мощи святых». Церковнославянский язык воспринял его в значении «святая вода». В богослужебных книгах понятие «агиасма» (или «великая агиасма») обычно используется применительно к великому водоосвящению на Богоявление (соответственно, редко встречающееся выражение «малая агиасма» относится к малому освящению вод). Святитель Иоанн Златоуст (IV век) в «Слове на Богоявление» описывает обычай брать в этот праздник святую воду и её благодатные свойства: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды, и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится от продолжительности времени, но, почёрпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остаётся неповреждённою и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников».

Фотоматериалы