В Неделю о блудном сыне епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Казанском храме Великих Лук -

В Неделю о блудном сыне епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Казанском храме Великих Лук

Опубликовано 16 февраля 2020 г. - 3200 просмотров В Неделю о блудном сыне епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Казанском храме Великих Лук

16 февраля 2020 года, в Неделю о блудном сыне, епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери г.Великие Луки.

Его Преосвященству сослужили: настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г.Великие Луки протоиерей Александр Яковлев; клирик этого храма иерей Виктор Цыганков и секретарь Великолукского епархиального управления иеромонах Нил (Лосев). Диаконский чин возглавил заведующий канцелярией Великолукского епархиального управления иеродиакон Андрей (Парфенов).

Богослужебные песнопения исполнил хор храма Казанской иконы Божией Матери г.Великие Луки, регент Оксана Куликова.

По окончании Литургии епископ Сергий поздравил всех с воскресным днем, а причастников с принятием Святых Христовых Таин и обратился к собравшимся с архипастырским словом на тему воскресного Евангельского чтения - (Лк., XV, 11-32.) - притчи о блудном сыне.

В завершение своего слова владыка Сергий ещё раз поздравил всех собравшихся с праздником и преподал святительское благословение.

Напомним, что Неделя о блудном сыне, относится к подготовительным седмицам, предваряющим время Великого поста. Само слово «неделя» означает не семь дней, а день воскресный; неделя же в современном значении этого слова на церковно-славянский переводится как «седмица».

Богослужения этого периода строятся согласно Постной Триоди, регулирующей, так называемый, третий круг богослужебного года. Строго говоря, Постная и Цветная Триодь представляют собой единое целое, только первая касается периода, предшествующего Пасхе, а вторая - следующего за Пасхой. Постная Триодь включает в себя десять седмиц (т.е. недель) - четыре подготовительных и шесть великопостных. 

В пространство Великого Поста, символизирующего сорокадневный пост Спасителя в пустыне, человек входит не сразу. Периоду поста предшествует период подготовки. Как сам пост не является в первую очередь ограничением в пище (хотя и этот компонент, конечно, тоже очень важен), так и период подготовки к посту связан далеко не только с постепенным изменением рациона питания. В первую очередь как сам пост, так и подготовка к нему наполнены призывом к перемене жизни человека, к внутреннему сосредоточению, осознанию своих грехов, пробуждению к покаянию. 

Богослужения Православной Церкви, как неотъемлемая часть, вплетенные в повседневную жизнь христианина, в полной мере служат тому, чтобы человек проникся этим настроем. Чтения из Священного Писания и тексты песнопений, связанные с этими чтениями и звучащие на службах, говорят о главном: о милосердии Божием и человеческом отступлении, о необходимости покаяния, перемены жизни и возвращения к Богу. 

С Недели о блудном сыне начинается вторая седмица подготовительного периода. Появлению в богослужебном круге особого поминовения событий притчи о блудном сыне православная традиция обязана Константинопольской церкви. Именно в Константинополе примерно в IX-X веках выделяется особый день, когда читается эта притча, и звучат связанные с ней церковные песнопения, а к XII веку в богослужебном круге появляется уже собственно «неделя о блудном сыне».

В богослужебных текстах этого дня звучит та же тема, что и в предыдущий воскресный день, первый день Постной Триоди - в Неделю о мытаре и фарисее. Это тема покаяния и осознания своих грехов. Как мытарь из притчи не мнил себя праведником, а только умолял Бога быть милостивым к нему, грешному, так и блудный сын осознает всю меру своего падения. Но тут уже набирают силу новые темы: возвращения и прощения. Блудный сын не просто осознает свою греховность и кается в этом – он возвращается к отцу, уповая на его милосердие, готовый начать новую жизнь хотя бы как раб, только бы в доме отчем. Появляется, становясь доминирующей, тема безусловного прощения и милосердия. Отец Небесный готов принять любого искренне кающегося как Своего возлюбленного сына, готов простить любой грех и «не воспомянуть его более».

Все тексты богослужения в Неделю о блудном сыне пронизаны этим соединением плача о своих грехах и радостью о том, что возможность вернуться не потеряна; мы не только можем вернуться, мы по-прежнему любимы и нашего возвращения - ждут. «Познаим братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго блуднаго сына Преблагий Отец предустрет лобзает, и паки Своея славы познание дарует: и таинственное вышним совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем, заклавшему же человеколюбному Отцу, и славному Заколению, Спасу душ наших». («Познаем, братия, таинства силу, ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает, и вновь познание своей славы дарует; и таинственное для горних Сил совершает веселие, закалывая тельца упитанного, дабы мы достойно проводили жизнь с Заклавшим - человеколюбивым Отцом, и славною Жертвою - Спасителем душ наших»).

Эти слова богослужения приуготовляют нас уже не только к Великому Посту, но и к следующим за ним Пасхальным дням. Здесь приоткрывается Тайна, звучащая во всех песнопениях Страстной Седмицы. Не случайно именно в Неделю о блудном сыне читается Апостол, содержащий, помимо прочего, и такие слова: «…вы куплены дорогою ценою». Эти слова следуют сразу же за призывом не впадать в грехи чревоугодия и блуда - именно те грехи, которые совершал раскаявшийся сын из евангельской притчи.

Фотоматериалы